Для чего университеты участвуют в международных рейтингах

О чем говорят рейтинги

Стоит нашему вузу попасть в очередной международный рейтинг, как это становится событием. Университеты с гордостью отмечают, как им удалось продвинуться вверх в мировом топе пусть всего и на пару шагов, объясняя свое достижение модным сейчас термином «мобильность». А что дает подобная оценка самим преподавателям и студентам? Как сказывается на ценности диплома? И почему белорусские вузы так стремятся занять свое место в рейтингах?

КОЛЛАЖ МАКСИМА ШНИПА.

Куда входим?

В университетском мире сегодня много рейтингов, у каждого из которых своя методика и критерии. Но ключевыми называют три: Шанхайский, который считается первым глобальным, а также рейтинги британского журнала Times Higher Education (ТНЕ) и маркетинговой компании Quacquarelli Symonds (QS). Кроме того, важен для наших вузов и наукометрический рейтинг SIR.

Ярче всего в вузовском соревновании среди наших учебных заведений засветился БГУ, который участвует в 16 международных и региональных рейтингах. Из топовой тройки ему удалось попасть во все списки, правда, в Шанхайский пока только в предметный — по физике. Но и это весомое достижение, ведь чтобы оказаться здесь в основном перечне, то есть среди 500 лучших в мире, нужно, к примеру, наличие работающих в вузе нобелевских лауреатов. Тонкости других оценок поясняет Владимир Галынский, начальник отдела международных рейтингов, маркетинга и академической мобильности БГУ:

— Рейтинг THE уделяет внимание количеству и качеству научных публикаций, их должно быть 1.000 за 5 лет и не меньше 150 в год в базе данных Scopus, поэтому из белорусских университетов туда входит только наш. А для QS важна, напротив, не научная статистика, а отношение людей, то есть 50% рейтинга — результаты опросов академических экспертов со всего мира и работодателей. И здесь у нас 354–я позиция в мировом масштабе, а на региональном уровне (среди стран Восточной Европы и Центральной Азии) — 23–я.

В этом же рейтинге на региональном уровне на 95–м месте расположился БНТУ (в основном рейтинге он входит в топ–800), БГУИР — на 137–м, а ГрГУ им. Я.Купалы занимает позицию с 151–й по 160–ю.

Но самый популярный рейтинг — Webometrics, который на 55% зависит от параметров сайта и на 45% от качества научных публикаций. Он охватывает практически все мировые вузы, то есть около 28 тысяч, поэтому, как только его данные обновляются, все наши университеты сверяют свои позиции. В его топ–500 входит БГУ, а среди первых 3 — 4 тысяч — БНТУ, ГрГУ, БГУИР. Успех на треть зависит от публикаций, которые попали в 10% самых цитируемых в своей области за последние 5 лет по международной базе данных Scopus, куда включены более 20.000 лучших научных журналов мира, из которых лишь 10 белорусские. А наши вузы и вовсе представляют только три: по энергетике от БНТУ, по хирургии от Витебского медуниверситета и совместный по физике Академии наук и БГУ. Впрочем, скоро ситуация обещает измениться: Белгосуниверситет в этом году планирует подать в базу сразу 5 своих изданий, что позволит подняться в рейтингах. Есть о чем рассказать и БНТУ, который тоже активно продвигает свои научные журналы на мировой уровень и, кроме «Энергетики» в базе Scopus, имеет еще два («Приборы и методы измерений» и «Наука и техника»), представленные на авторитетной платформе Web of Science. Как отмечает Инна Юрик, директор Научной библиотеки БНТУ, чтобы университетский журнал попал в престижные базы данных, нужна серьезная работа над качеством контента:

— Представлена широкая тематика исследований, которая будет интересна не только у нас в стране, но и во всем мире. И, конечно же, в редколлегии должны быть авторитетные ученые, а у самого журнала — хороший сайт, чтобы с информацией было удобно работать.

Кстати, поскольку рейтинги учитывают преимущественно публикации в англоязычных базах, в России появился свой индекс научного цитирования, который опирается и на русскоязычные издания. В итоге в прошлом году появилась пилотная версия рейтинга «Три миссии университета», куда, кроме ряда российских вузов, попало по несколько университетов из каждой страны. От нас — БГУ, который расположился на 166–м месте из 250. Совсем недавно рейтинг расширили до 500 участников, в итоге позиция белорусского вуза пропорционально изменилась — 313–я. В главном вузе страны при этом подчеркивают: места с 300–го по 600–е на мировом уровне — это 2% лучших университетов планеты.
Попасть в топ-1000 вузов мира считается очень престижным. Среди российских в тысячу разных рейтингов входят всего 10 — 20 университетов (из 1.000), среди китайских — около 100 (из 2.300), а среди американских — 250 (из 3.200).

Зачем это университетам?

В госпрограмме развития образования на 2016 — 2020 годы участие в рейтингах — один из важных параметров. Для чего это нужно? Как один из способов для вуза стать более узнаваемым в образовательной сфере, считает Владимир Галынский:

— В мире много организаций, которые на конкурсной основе предоставляют гранты на исследования, и когда эксперты оценивают поданные заявки, место работы заявителя — один из важных факторов. Если вуз занимает серьезную позицию в рейтинге — это очередное подтверждение, что у него есть оборудование и возможность провести заявленное исследование. Кстати, в сугубо научных рейтингах учитывают и интернационализацию науки, то есть процент совместных с зарубежными коллегами публикаций. У нас, к примеру, в Scopus таких публикаций — около 80%.

Для межвузовских проектов рейтинг тоже нередко становится весомым аргументом. Например, сначала надо изучить, какую позицию занимает потенциальный партнер. Если сравнимую, то это повод для сотрудничества, чтобы обе стороны могли получить пользу. Скажем, БГУ активно сотрудничает с китайским Даляньским политехническим университетом, который в THE немного выше белорусского коллеги, зато у нашего намного лучше позиция в QS. Анализируют и предметные рейтинги: с кем можно проводить совместные исследования по той же физике или химии?

Еще одна причина побороться за место в рейтинге — привлечение студентов. Актуально это и для фондов поддержки одаренной молодежи, которые могут выделять деньги в том числе на обучение за границей, а в качестве условий нередко указывают место выбранного вуза в мировом топе. Подобный подход очень развит в Казахстане и Китае. Кстати, Шанхайский рейтинг в 2003 году и появился, собственно, с этой целью. Средством информирования абитуриентов и родителей считает рейтинги и Инна Юрик:

— Рейтингами особенно интересуются за рубежом, но и у нас все больше обращают на них внимание. К тому же мы видим, что студенты стараются использовать возможность поучиться в других странах. И сегодня легко загуглить интересующие данные: ресурсы с рейтингами хорошо индексируются, и чем дальше, тем больше абитуриенты будут опираться на такие показатели при выборе высшего учебного заведения. И, конечно же, это помогает понять, насколько близко наши вузы находятся от ведущих мировых. Университету это в первую очередь дает престиж, позволяет не только оценить экспортный потенциал, научную активность преподавателей, получить дополнительные возможности интеграции в мировое образовательное пространство, но и наметить пути развития на будущее.

ИНТЕРЕСНО

Электронная библиотека БГУ занимает второе место в мире среди университетских хранилищ документов. Совсем немного уступая лидеру — Киотскому университету.

КСТАТИ

Международный рейтинг Webometrics не будет учитывать публикации крупных международных коллабораций ученых. Такое решение приведет к перераспределению мест и снижению позиций десятков международных университетов — участников мегапроектов. В Беларуси в первую очередь изменение методики коснется БГУ: его ученые в составе коллабораций CMS и ATLAS причастны к открытию бозона Хиггса и активно участвуют в проектах Большого адронного коллайдера. Но такую работу не будут учитывать в новом выпуске рейтинга.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter